НБ МГУ Учебники - полные тексты A127 Основы психологических исследований Тютюнник В.И. УМК 'Психология' 2002 208 с. ISBN 5-93692-043-7 В учебном пособии рассматриваются в единстве уровни философской методологии, общенаучных диалектических принципов (восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, относительности, дополнительности, системности), частно-научных - собственно психологических - методов, конкретных методик и процедур исследования психологических проблем. Детально описаны этапы научного исследования от постановки научной проблемы и работы с литературой до статистической и качественной обработки эмпирических данных и литературного оформлений текста научной работы. Представлены требования к курсовым и дипломным студенческим исследованиям, а также к кандидатским и докторским диссертациям. Существенную помощь начинающим исследователям окажут приведенные в пособии планы-проспекты курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, в которых представлено обоснование актуальности тем исследования, сформулированы цели, задачи, предмет, объект, гипотезы исследования, положения, выносимые на защиту, обоснована теоретическая и практическая значимость проведенных исследований. Пособие предназначено студентам и аспирантам, выполняющим научную работу по психологии. Будет также полезно исследователям в области педагогических и, других гуманитарных наук. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Глава 1. Методология исследования психологических проблем 1.1. Методологические принципы организации научного исследования 8 1.2. Уровень философской методологии Законы диалектики 11 Категории диалектики 12 1.3. Уровень общенаучных принципов исследования 17 1.4. Уровень частнонаучных методов исследования 24 1.5. Уровень конкретной методики исследования 47 Глава 2. Этапы научного исследования 2.1. Выбор темы и постановка проблемы научного исследования 51 2.2. Ознакомление с проблемой по литературным источникам 2.2.1. Усвоение языка исследования 53 2.2.2. Работа над литературными источниками 54 2.3. Составление первоначального плана научного исследования 57 2.4. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования Эмпирические познавательные задачи 59 Выбор предмета исследования 61 2.5. Сбор фактического материала 2.5.1. Пилотажное исследование 62 2.5.2. Систематическое исследование 63 2.6. Статистическая обработка фактического материала 2.6.1. Проблема измерений в психолого-педагогических исследованиях 64 2.6.2. Основные понятия и термины 66 Графическое представление статистического распределения 2.6.3. Вычисление и представление средних Вычисление среднего арифметического 67 2.6.4. Коэффициент корреляции 69 2.6.5. Случаи применения методов непараметрической статистики 73 2.7. Качественный анализ экспериментальных данных 74 2.7.1. Основные мыслительные операции 75 2.7.2. Наименование, логическое генерирование, вербальное комбинирование 76 2.7.3. Интерпретация, номологизация, определение 78 2.7.4. Индуктивное и дедуктивное предсказание, синтаксическое комбинирование 79 2.7.5. Верификация, доказательство, объяснение 80 2.8. Составление расширенного плана работы 81 2.9. Литературное оформление научной работы 81 2.10. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования 84 Глава 3. Требования к написанию научных работ разного уровня 3.1. Курсовая работа 86 3.2. Дипломная работа 87 3.3. Кандидатская диссертация 89 3.4. Докторская диссертация 90 Глава 4. Темы студенческих научных работ 4.1. Алгоритм исследования 92 4.2. Темы курсовых работ 94 4.3. Темы дипломных работ 130 Глава 5. Темы кандидатских и докторских диссертаций 5.1. Темы кандидатских диссертаций 143 5.2. Темы докторских диссертаций 173 Литература 204