НБ МГУ Учебники - полные тексты A129 Введение в психологию Петровский А. В. Издательский центр 'Академия' 1996 496 c. ISBN 5-7695-0084-0 В основу книги положен учебник 'Общая психология', многократно переиздававшийся с 1970 по 1986 г. и переведенный на немецкий, финский, датский, китайский, испанский и многие другие языки. Учебник радикально переработан, дополнен новыми материалами, отвечающими современному уровню развития психологической науки. При всей содержательности и полноте учебник сохраняет черты пропедевтики по отношению к последующим базовым и практико-ориентированным учебным дисциплинам. Фактически каждая глава этой книги является основой соответствующего учебного пособия не конкретной психологической дисциплине. Так, например, главы 'Общение' и 'Личность' являются своего рода преамбулой для курса (программы и учебника) 'Социальная психология'. Главы, посвященные познавательным процессам: 'Память', 'Восприятие', 'Мышление', 'Воображение', вводят в курс 'Педагогическая психология' или 'Психология обучения'. Учебник подготовлен в Психологическом институте РАО. ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Глава 1. Исторический путь развития психологии (M.Г. Ярошевский) 5 1. Античная психология 6 2. Психологическая мысль Нового времени 18 3. Зарождение психологии как науки 28 4. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии 38 5. Основные психологические школы 44 6. Эволюция школ и направлений 57 Глава 2. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук (А.В. Петровский) 1. Предмет психологии 70 2. Психология и естествознание 73 3. Психология и научно-технический прогресс 76 4. Психология и педагогика 77 5. Место психологии в системе наук 80 6. Структура современной психологии 80 7. Понятие об общей психологии 85 Глава 3. Методы психологии (Л.А. Карпенко) 1. Субъективный метод 88 2. Объективный метод 91 3. Объективные методы исследования 92 4. Метод эксперимента 96 5. Измерения в психологии 100 6. Метод опроса 106 7. Проективные методы 111 8. Метод отраженной субъектности 112 9. Организация конкретного психологического исследования 113 Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ Глава 4. Ощущения (Т.П. Зинченко) 1. Понятие об ощущении 117 2. Общие закономерности ощущений 126 Глава 5. Восприятие (В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко) 1. Характеристика восприятия и его особенностей 137 2. Восприятие как действие 146 3. Восприятие пространства 149 4. Восприятие времени и движения 159 Глава 6. Память (Г.К. Середа) 1. Общее понятие о памяти 164 2. Виды памяти 172 3. Общая характеристика процессов памяти 177 4. Запоминание 179 5. Воспроизведение 187 6. Забывание и сохранение 190 7. Индивидуальные различия памяти 194 Глава 7. Мышление (А.В. Брушлинский) 1. Общая характеристика мышления 196 2. Мышление и решение задач 209 3. Виды мышления 217 Глава 8. Воображение (А.В. Петровский) 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах 222 2. Физиологические основы процессов воображения 230 3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых 233 Глава 9. Чувства (А.В. Петровский) 1. Определение чувств и их физиологические основы 239 2. Формы переживания чувств 243 3. Чувства и личность 252 Часть III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ Глава 10. АКТИВНОСТЬ (А.В. Петровский, В.А. Петровский) 1. Внутренняя организация активности человека 259 2. Внешняя организация активности 267 3. Волевые действия 276 Глава 11. Общение (А.В. Петровский) 1. Понятие об общении 280 2. Общение как обмен информацией 283 3. Общение как межличностное взаимодействие 292 4. Общение как понимание людьми друг друга 301 Глава 12. Группы (А.В. Петровский) 1. Группы и их классификация 310 2. Высшая форма развития группы 312 3. Дифференциация в группах разного уровня развития 320 4. Интеграция в группах разного уровня развития 331 5. Ученические группы: психологические особенности работы педагога (М.Ю. Кондратьев) 337 6. Структура взаимоотношений в семье 350 Глава 13. Сознание (B.C. Мухина, А.В. Петровский) 1. Развитие психики в филогенезе 362 2. Возникновение сознания 366 3. Структура сознания и бессознательное в психике человека 372 Глава 14. Личность (А.В. Петровский) 1. Понятие о личности в психологии 385 2. Структура личности 390 3. Основные теории личности в зарубежной психологии 397 4. Направленность личности 401 5. Самосознание личности 407 6. Развитие личности 417 Часть IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА Глава 15. Темперамент (Н.С. Лейтес) 1. Общее понятие о темпераменте 432 2. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности 442 3. Темперамент и проблемы воспитания 447 Глава 16. Характер (А.В. Петровский) 1. Понятие о характере 451 2. Структура характера 452 3. Природа и проявления характера 458 Глава 17. Способности (А.В. Петровский) 1. Понятие о способностях 468 2. Структура способностей 474 3. Талант, его происхождение и структура 476 4. Природные предпосылки способностей и таланта 480 5. Формирование способностей 486 Приложение. Словарь терминов 489 Рекомендуемая литература 491