НБ МГУ Учебники - полные тексты A130 Введение в общую дидактику Оконь В. Высшая школа 1990 382 с. ISBN 5-06-001654-4 В книге рассматриваются системы и содержание образования. Дается анализ предмета и методов дидактических исследований. Проводится исторический обзор дидактических систем (Я. А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи и др.). Раскрываются : основные понятия дидактики. Подробно анализируются цели образования. Большое внимание уделяется проблеме формирования человека как личности. Всесторонне освещаются процессы обучения и самообразования, проблемное и программированное обучение. Для преподавателей средней, средней специальной и высшей школы. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 5 Часть первая. Системы и содержание обучения Глава первая. О предмете и методах дидактических исследований 9 Предмет дидактических исследований 10 Метод дидактического исследования 12 Обзорные работы 14 Методы сопоставительно-исторических исследований 15 Метод наблюдения 21 Метод дидактического эксперимента 26 Трудности исследования 34 Функции педагогических исследований 36 Глава вторая. Развитие дидактических систем 37 Ян Амос Коменский (1592—1670) 38 Жан-Жак Руссо (1712—1778) 40 Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) 41 Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) 43 Ян Владислав Давид (1859—1914) 45 Джон Дьюи (1859—1952) 47 Богдан Наврочинский (1882—1974) 48 Селестэн Френэ (1896—1966) 49 Петр Яковлевич Гальперин (1901 —1987) 54 Глава третья. Основные понятия дидактики Развитие представлений о дидактике как науке 57 Основные понятия 59 Характер дидактики как науки 62 Система обучения 65 Глава четвертая. Цели обучения 68 Проблемы развития личности 69 Характеристика целей общего назначения 73 Общее и профессиональное образование 81 Таксономии целей обучения 82 Глава пятая. Содержание обучения и формирование индивидуальности человека Понятие школьной программы 92 Критерии разработки программы 94 Культура — наука 103 Системный подход к содержанию обучения 106 Глава шестая. Содержание общего предметного обучения Предметная система и попытки ее реформы 110 Характеристика предметов школьного обучения 115 Три ступени общеобразовательной школы 133 Часть вторая. Дидактические процессы Глава седьмая. Процесс обучения 138 Процесс обучения как союз преподавания и учения 141 Гносеологические основы процесса обучения 144 Разъяснение учащимся целей и задач обучения 150 Познание новых фактов 152 Формирование понятий 154 Познание закономерностей и систематизация знаний 158 Переход от теории к практике 158 Выполнение творческо-практических заданий 160 Проверка результатов обучения 161 Глава восьмая. Процесс самообразования Понятие самообразования 163 Школа и формирование у молодежи мотивации к самообразованию 166 Процессы самообразования 169 Глава девятая. Принципы обучения Что такое принципы обучения 177 Характеристика главных принципов обучения 180 Принцип системности, или упорядочение знаний учащихся 181 Принцип наглядности, или заполнение пространства между конкретным и абстрактным 185 Принцип самостоятельности, или ограничение зависимости учащегося от учителя 189 Принцип связи теории с практикой 192 Принцип эффективности, или связь между целями и результатами обучения 193 Принцип доступности, или преодоление трудностей учащимися в познании и преобразовании действительности 196 Принцип сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении, или связь интересов личности и общества 198 Глава десятая. Многостороннее обучение Физиологические и психологические предпосылки 200 Три вида активности человека 205 Познание действительности и приобретение знаний 208 Творческая деятельность в школе 210 Восприятие ценностей и эмоциональная деятельность 212 Практическая деятельность и активность 214 Глава одиннадцатая. Проблемное преподавание-учение 217 Два пути учения 219 Сообщающее преподавание и проблемное обучение 219 Сущность проблемного обучения 223 Процесс решения проблемы 228 Решение практических задач 234 Глава двенадцатая. Программированное обучение Новое применение техники в процессе обучения 236 Программирование содержания обучения 240 Новые тенденции в программированном обучении 253 Средства экспонирования программ 255 Программированное преподавание в работе школы 258 Часть третья. Методы и организация обучения Глава тринадцатая. Методы преподавания-учения Понятие метода 261 Развитие методов преподавания 263 Различные аспекты методов обучения 265 О типологии методов обучения 269 Методы усвоения знаний 271 Методы самостоятельного приобретения знаний 278 Оценочные (экспонирующие) методы 285 Методы реализации творческих задач 290 Глава четырнадцатая. Дидактические средства Научная организация дидактического процесса 292 Типология и характеристика дидактических средств 294 Дидактические средства и система обучения 304 Глава пятнадцатая. Функции и содержание школьных учебников 309 Изображение и слово 310 Функции учебников 311 Структура и содержание учебника 317 Форма учебника 321 Глава шестнадцатая. Организационные формы обучения Роль мотивации в процессе обучения 323 Организация системы обучения 326 Урок, его виды и структура 334 Четыре пути образования 335 Виды уроков 338 Организация работы учащихся на уроке 343 Организация домашней работы 350 Организация работы в свободное время 358 Глава семнадцатая. Проверка работы школы и оценка ее успехов Традиционные формы проверки 360 Совершенствование традиционных методов 363 Дидактические тесты 365 Разработка тестового задания 367 Обработка результатов тестовых исследований 369 Формы проверки школьных достижений 370 Библиография 373