Триботехника (износ и безызносность)
Г20 Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безызносность):
Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп.
- М.: «Издательство МСХА», 2001. 616с., ил. 280. ISBN 5-94327-004-3, УДК 620.179. 112(075.8), ББК 34.41я Г20 73 (Гаркунов Дмитрий Николаевич)
Книга состоит из введения в триботехнику и двух частей: первая часть посвящена
износу, а вторая - безызносности.
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Предисловие | 5 |
Введение в триботехнику | |
1. Общие сведения | 9 |
2. Основные термины | 12 |
3. Практические примеры решения задач триботехники | 14 |
4. Сроки службы трущихся деталей машин | 18 |
5. Убытки от трения и износа в машинах | 20 |
6. Этапы развития триботехники в России | 24 |
6.1. Учение о трении и изнашивании деталей | 25 |
6.2. Оптимизация конструктивных решения узлов трения | 31 |
6.3. Технологические методы повышения износостойкости деталей | 32 |
6.4. Эксплуатационные мероприятия по повышению долговечности машин | 33 |
7. Организация борьбы с трением и изнашиванием в России | 34 |
8. Инженерно-технические проблемы триботехники | 34 |
8.1. Экономика и триботехника | 35 |
8.2. Создание безызносных узлов трения машин | 38 |
8.3. Разработка методов расчета деталей на износ | 42 |
8.4. Защита деталей машин от водородного изнашивания | 43 |
8.5. Расширение применения финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО) трущихся деталей | 44 |
8.6. Совершенствование смазывания деталей сочленений | 46 |
8.7. Исследование электрических, магнитных и вибрационных явлений при изнашивании | 48 |
8.8. Подготовка инженерных кадров по триботехнике | 50 |
8.9. Разработка новой теории трения и безызносности | 53 |
8.10. Триботехника интересы здоровья и охраны окружающей среды | 54 |
8.11. Программа исследований водородного изнашивания и избирательного переноса (ИП) | 59 |
Часть I. ИЗНОС | |
Глава 1. Качество поверхности деталей | |
1. Общие сведения о поверхности деталей и ее геометрии | 63 |
2. Шероховатость поверхности | 66 |
3. Геометрия поверхности как функция процесса обработки | 71 |
4. Остаточные напряжения | 74 |
5. Структурные и фазовые превращения | 76 |
6. Показатели качества поверхности | 77 |
7. Пластическая деформация поверхностного слоя | 79 |
Глава 2. Физико-химические свойства поверхностей деталей и контактирование поверхностей | |
1. Физико-химические свойства поверхностей деталей | 83 |
1.1. Адсорбция и хемосорбция | 84 |
1.2. Адсорбционный эффект понижения прочности (эффект Ребиндера) | 88 |
2. Пленки на металлических поверхностях | 91 |
3. Взаимное контактирование деталей | 92 |
4. Взаимное внедрение поверхностей | 95 |
Глава 3. Виды трения в узлах машин | |
1. Общие аспекты | 97 |
2. Трение без смазочного материала | 98 |
3. Трение при граничной смазке | 100 |
4. Жидкостная, вязкопластическая и контактно-гидродинамическая смазка | 107 |
5. Трение при полужидкой смазке | 112 |
6. Режимы трения в подшипнике скольжения | 113 |
7. Трение качения | 116 |
8. Эффект аномально низкого трения | 118 |
Глава 4. Механизм изнашивания деталей пар трения и рабочих органов машин | |
1. Основные понятия | 119 |
2. Механизм изнашивания металлических поверхностей | 119 |
2.1. Усталость при изнашивании металлических поверхностей | 127 |
2.2. Влияние реверсивного трения при изнашивании | 128 |
3. Механизм изнашивания полимеров и резины | 129 |
4. Стадии изнашивания пар трения | 132 |
5. Распределение износа между деталями | 135 |
6. Влияние электрического тока на износ | 138 |
7. Влияние вибрации на изнашивание деталей | 140 |
Глава 5. Виды разрушения рабочих поверхностей деталей и рабочих органов машин | 143 |
Глава 6. Водородное изнашивание | |
1. Сущность водородного изнашивания и его механизм | 147 |
2. О туннельном эффекте при трении | 152 |
3. Источники наводороживания | 153 |
4. К истории открытия водородного изнашивания | 154 |
5. Влияние водорода на прочность. Водородное охрупчивание | 157 |
6. Отличия водородного изнашивания от водородного охрупчивания | 160 |
7. Виды водородного изнашивания | |
7.1. Водородное изнашивание диспергированием (ВИДИС) | 161 |
7.2. Водородное изнашивание разрушением (ВИРАЗ) | 163 |
7.3. Некоторые методические вопросы при изучении водородного изнашивания | 169 |
8. Влияние влажности воздуха на интенсивность водородного изнашивания | 172 |
9. Водородное изнашивание при трении качения | 174 |
10. Водородное изнашивание при трении и резании древесины | 179 |
11. Водородное изнашивании титановых сплавов | 181 |
12. Водородное изнашивание узлов трения машин и оборудования микробиологического и медицинского производств | 184 |
13. Водородное изнашивание поршневых колец двигателей внутреннего сгорания | 185 |
14. Водородное изнашивание деталей топливных плунжерных насосов 188 | |
15. Водородное изнашивание стали при высоких температурах | 191 |
16. Изнашивание металлов в среде газообразного водорода | 191 |
17. Защита деталей от водородного изнашивания | |
17.1. Магнитная защита | 196 |
17.2. Влияние легирующих элементов | 198 |
17.3. Другие методы подавления водородного изнашивания | 203 |
Глава 7. Абразивное изнашивание | |
1. Общие сведения | 206 |
2. Изнашивание поверхностей деталей твердыми зернами | 207 |
2.1. Абразивное изнашивание при ударе | 211 |
3. Изнашивание от абразивных частиц в зазоре пары трения | 212 |
4. Изнашивание от абразивных частиц в потоке жидкости и газа | 218 |
5. Влияние влажности и агрессивности среды на абразивное изнашивание | 218 |
6. Влияние мелких абразивных частиц на износ | 221 |
Глава 8. Окислительное изнашивание, изнашивание вследствие деформации, диспергирования и выкрашивания | |
1. Окислительное изнашивание | 223 |
2. Изнашивание вследствие пластической деформации | 224 |
3. Изнашивание вследствие диспергирования | 228 |
4. Изнашивание в результате выкрашивания вновь образуемых структур | 230 |
Глава 9. Коррозия, кавитационное и эрозионное изнашивание | |
1. Коррозия | 234 |
2. Кавитационное изнашивание | |
2.1. Гидродинамическая кавитация | 238 |
2.2. Вибрационная кавитация | 241 |
3. Эрозионное изнашивание | 243 |
Глава 10. Коррозионно-механическое изнашивание в сопряжениях деталей машин | |
1. Коррозионно-механическое изнашивание цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания | 249 |
2. Коррозия подшипников | 251 |
3. Изнашивание рубашек валов | 253 |
4. Изнашивание центробежных водяных насосов | 253 |
5. Изнашивание деталей оборудования пищевой промышленности | 253 |
Глава 11. Схватывание и заедание поверхностей при трении | |
1. Сущность процесса | 255 |
2. Изнашивание при схватывании | 260 |
3. Задиры в узлах машин | |
3.1. Заедание зубчатых и зубчато-винтовых передач | 264 |
3.2. Задиры в подшипниках качения | 267 |
3.3. Задиры поршневых колец, цилиндров и поршней | 267 |
3.4. Задиры в роликовых цепях | 269 |
3.5. Задиры вкладышей рамовых подшипников | 270 |
3.6. Задиры на направляющих станков | 270 |
3.7. Образование наростов на роликах проходных печей | 270 |
4. Соединение деталей вследствие роста окислов в зазоре | 272 |
Глава 12. Изнашивание при фреттинг-коррозии | |
1. Общие сведения | 274 |
2. Закономерности при фреттинг-коррозии | |
2.1. Влияние амплитуды | 279 |
2.2. Влияние давления | 279 |
2.3. Влияние среды | 280 |
3. Механизм фреттинг-коррозии | 281 |
4. Методы борьбы с фреттинг-коррозией | 285 |
Глава 13. Трещинообразование на поверхностях трения | |
1. Усталостное выкрашивание металлического антифрикционного слоя подшипников скольжения | 287 |
2. Трещинообразование термического происхождения | 292 |
3. Трещинообразование на поверхности деталей от перенаклепа | 295 |
Глава 14. Контактная прочность | |
1. Контактная усталость при качении и качении со скольжением | 296 |
2. Начальное и прогрессирующее выкрашивание | 299 |
3. Повреждения в виде отслаивания | 301 |
4. Влияние поверхностно-активных веществ на контактную прочность металлов | 301 |
5. Контактная прочность пластмасс | 303 |
Глава 15. Связь сопротивления усталости деталей с трением и изнашиванием | |
1. Общие сведения | 304 |
2. Влияние шероховатости поверхности | 304 |
3. Вырывы при схватывании | 305 |
4. Эффект Ребиндера | 306 |
5. Влияние фреттинг-коррозии | 307 |
6. Расплавление подшипников | 308 |
Глава 16. Распределение износа по поверхности деталей | 309 |
Литература | 318 |
Часть II. БЕЗЫЗНОСНОСТЬ (избирательный перенос при трении) | |
Введение | 333 |
Глава 1. Механизм избирательного переноса при трении и его закономерности | |
1. Обнаружение избирательного переноса при трении (эффекта безызносности) | 336 |
2. Первоначальные сведения о самоорганизации в узлах трения | 338 |
3. Безызносность в узлах трения компрессора холодильника | 341 |
4. Механизм образования сервовитной пленки | 343 |
5. Постулаты классической (коммунальной) триботехники и натуртриботехники | |
5.1. Классическая (коммунальная) триботехника | 350 |
5.2. Понятие о натуртриботехнике (самоорганизации в узлах трения) | 353 |
6. Научные дисциплины, явления, термины и понятия,необходимые при изучении избирательного переноса | 355 |
6.1. Энтропия | 356 |
6.2. Синергетика | 356 |
6.3. Избирательный перенос при трении (эффект безызносности) | 357 |
6.4. Вакансионно-дислокационный механизм при ИП | 358 |
6.5. Конфигурационная энтропия металла | 358 |
6.6. Линейные и нелинейные системы | 358 |
6.7. Переползание дислокаций | 359 |
6.8. Трибо-ПАВ | 360 |
6.9. Диссипативная система | 360 |
6.10. Диссипативная структура | 360 |
6.11. Условия возникновения диссипативной структуры | 361 |
6.12. Неравновесность системы | 361 |
6.13. Кооперативные явления в системе | 362 |
6.14. Лиганды, комплексные соединения, координационная теория | 362 |
6.15. Открытая система избирательного переноса | 363 |
6.16. Сервовитная пленка | 363 |
6.17. Серфинг-пленка | 363 |
6.18. Металлоплакирующий смазочный материал | 364 |
6.19. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) | 364 |
6.20. Континуальное трение | 365 |
6.21. Бифуркация | 365 |
7. Структура сервовитной пленки | 366 |
7.1. Исследования на электронном микроскопе | 367 |
7.2. Рентгеноструктурный анализ. Работы д.т.н. проф. Л.М. Рыбаковой и д.т.н. Л.И. Куксеновой | 367 |
8. Физические основы (факторы) эффекта безызносности (ИП) | |
8.1. Общие сведения | 374 |
8.2. Осуществление контакта поверхностей трения через пластически деформируемый мягкий тонкий слой металла | 376 |
8.3. Предотвращение процесса окисления металла на поверхностях трения | 378 |
8.4. Реализация эффекта Ребиндера | 379 |
8.5. Перенос частиц с одной поверхности трения на другую и удержание их в зоне трения | 379 |
8.6. Образование продуктов полимеризации смазочного материала на поверхности сервовитной пленки | 381 |
8.7. Защита поверхностей трения от водорода | 382 |
8.8. Возбуждение кристаллической решетки | 383 |
9. Влияние металлоплакирующих присадок на окисление вязкость масла | |
9.1. Состояние вопроса. Работы д.т.н. В.Г. Бабель | 386 |
9.2. Разработка металлоплакирующей присадки к маслу | 387 |
9.3. Оценка антифрикционных свойств присадок с разработанными добавками | 388 |
9.4. Влияние присадки на окисление и вязкость масла | 390 |
9.5. Роль кислоты в образовании сервовитной пленки | 391 |
9.6. Кинетика износа пары трения сталь - сталь | 392 |
10. Роль комплексных соединений в избирательном переносе. Работы: д.т.н. проф. А.С. Кужарова, д.х.н. проф. А.Д. Гарновского, к.т.н. Г.Г. Чигаренко, кн.г.н. Г.П. Пономаренко, д.т.н. Г.П. Барчана | 393 |
11. Эффект безызносности как диссипативная структура | |
11.1. Общие вопросы | 398 |
11.2. Работы к.т.н. А.А. Полякова | 399 |
12. Зарубежный опыт изучения и использования избирательного переноса в узлах трения (краткий обзор) | |
12.1. Избирательный перенос как средство достижения безызносности и повышения надежности контактируемых деталей | 404 |
12.2. Применение ИП в подшипниках скольжения, работающих в воде | 405 |
12.3. Применение металлоплакирующих смазок | 406 |
12.4. Использование медьсодержащих эмульсий при обработке металлов резанием | 406 |
12.5. Работы д.т.н. проф. Г. Польдера | 407 |
12.6. Работы д.т.н. проф. Р. Марчака | 409 |
Глава 2. Применение избирательного переноса в узлах трения | |
1. Общие сведения | 413 |
2. Тяжелонагруженные трущиеся сочленения самолетов | 414 |
2.1. Шарнироно-болтовые сочленения шасси, планера и управления | 416 |
Работы к.т.н. В.Г. Шимановского и к.т.н. М.Н. Шепера, С.И. Дякина, д.т.н. проф. В.Н. Лозовского | 418 |
2.2. Силовые цилиндры гидравлических систем. Детали топливной аппаратуры. Работа к.т.н. Г.И. Румянцева | 422 |
2.3. Применение металлоплакирующих материалов. Работы к.т.н. В.М.Кремешного, к.т.н. А.В.Белякова и к.т.н. А.В. Тепляшина | 425 |
3. Машины и механизмы морского флота | |
3.1. Замена смазки маслом на смазку водой в подшипниках скольжения | 426 |
Работа д.т.н. Б.М. Рубина и к.т.н. В.М. Зиновьева | 427 |
3.2. Главные и вспомогательные двигатели подшипники валопроводов. Работа Л.К. Козлова | 429 |
4. Машины и аппараты химических производств. Работы к.т.н. Б.Д. Воронкова и В.Г. Шадрина | 434 |
5. Машины и аппараты бытовой техники | 441 |
Работа д.т.н. проф. А.К Прокопенко | 443 |
6. Насосное машиностроение. Работа к.т.н. Л.А. Кольцова | 452 |
7. Металлообработывающее оборудование. Работа к.т.н. В.Н. Дзегиленка | 455 |
8. Тяжелое машиностроение. Работа к.т.н. В.М. Бондюгина и В.В. Быченкова | 458 |
9. Железнодорожный транспорт | 461 |
9.1. Работа д.т.н. В.И. Балабанова и С.М. Мамыкина | 462 |
9.2. Применение металлоплакирующей смазки в паре 'колесо - рельс' | 465 |
10. Буровое и нефтепромысловое оборудование | |
10.1. Износостойкий материал ТМ-1. Работа д.т.н. проф. М.В. Голуба | 468 |
10.2. Износостойкий материал для уплотнений электробуров. Работа к.т.н. Е.Н. Грискина | 473 |
10.3. Смазочно-охлаждающие жидкости в нефтепромысловом оборудовании. Работы д.т.н. проф. А.А. Петросянца и д.т.н. проф В.Ф. Пичугина | 475 |
11. Червячные и глобоидные передачи. Работа К.П. Волкова | 477 |
12. Машины литейного производства | 480 |
13. Металлорежущий инструмент. Работа к.т.н. В.В. Анисимова | 481 |
14. Материалы, реализующие избирательный перенос при трении | |
14.1. Медистый чугун для узлов трения текстильных машин. Работа к.т.н. Ю.Ф. Макарова и к.т.н. Е.М. Турчкова | 485 |
14.2. Антифрикционный самосмазывающийся материал Афтал. Работа к.т.н. Ю.В. Гнусова | 487 |
14.3. Порошковый железо-медисто-стеклянный материал (ЖМСМ). Работа д.т.н. проф. В.Г. Мельникова | 488 |
14.4. Материалы для слаботочных электрических контактов. Работа к.т.н. Л.В.Рабинович, Н.Н. Казаковой и Т.П. Бергман Работа д.т.н. проф. В.Г. Куранова | 490 |
15. Опыт применения избирательного переноса в промышленности Казахстана. Работа П.И. Корника, А.И. Лыбина, Г.А. Истомина | 494 |
16. Сельскохозяйственная техника | |
16.1. Общие сведения | 495 |
16.2. Работы д.т.н. проф. Ерохина, д.т.н. проф. С.С. Некрасова, д.т.н. проф. В.В. Стрельцова, д.т.н. проф. Карпенкова, д.т.н. П.И. Носихина, д.т.н. В.И.Балабанова, к.т.н. Г.И. Эжиева | 496 |
Глава 3. Методы оценки антифрикционных и прочностных свойств тонких металлических покрытий и испытания смазочных материалов | |
1. Общие замечания | 507 |
2. Методы оценки антифрикционных материалов | |
2.1. Определение износостойкости | 510 |
2.2. Оценка прирабатываемости материалов и покрытий | 511 |
2.3. Способность материала и покрытий длительно работать при выключении подачи смазки | 512 |
2.4. Определение предельных нагрузок | 512 |
2.5. Определение способности материалов противостоять схватыванию | 515 |
2.6. Определение величины износа | 516 |
3. Методы оценки прочностных свойств | |
3.1. Определение способности материалов сопротивляться циклическим контактным нагрузкам | 517 |
3.2. Определение способности сопротивляться материала динамическим нагрузкам | 519 |
4. Метод испытания материала на повторную пластическую деформацию | 520 |
5. Методы лабораторных испытаний смазочных материалов, реализующих избирательный перенос | |
5.1. Общие замечания | 526 |
5.2. Новая установка для определения триботехнических характеристик материалов в режиме избирательного переноса | 529 |
6. Замечания о стендовых и эксплуатационных испытаниях | 532 |
Глава 4. Новый курс в преподавании триботехники | |
1. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) стальных и чугунных деталей узлов трения | |
1.1. Сущность метода ФАБО | 534 |
1.2. Где используется технологический процесс ФАБО | 537 |
1.3. Эффективность технологического процесса ФАБО | 537 |
1.4. Возможность использования метода в технике | 538 |
2. Металлоплакирующие смазочные материалы, реализующие режим безызносного трения | |
2.1. Общая характеристика смазочных материалов | 538 |
2.2. Области использования металлоплакирующих смазочных материалов | 539 |
2.3. Экономическая эффективность от применения металлоплакирующих смазочных материалов | 540 |
2.4. Возможности использования металлоплакирующих смазочных материалов в технике | 541 |
3. Безразборное восстановление изношенных двигателей внутреннего сгорания | |
3.1. Сущность безразборного восстановления изношенных двигателей | 542 |
3.2. Где используется данный метод | 543 |
3.3. Эффективность метода безразборного восстановления двигателей | 544 |
3.4. Возможность использования метода в технике | 545 |
4. Предложения по дальнейшему использованию методов повышения ресурса машин и оборудования | 545 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Прошлое и будущее избирательного переноса при трении (эффекта безызносноса) | |
1. Регистрация открытия | 546 |
2. Исследования механизма явления ИП и использование его в технике | 548 |
3. Признание учеными явления эффекта безызносности | 552 |
4. Будущее эффекта безызносности | 554 |
Послесловие | 557 |
Литература | 558 |
Именной указатель | 577 |
Предметный указатель | 586 |